FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Сложные советско-американские отношения порой приносили очень странные плоды. Фильм “Синяя птица” (1976) Джорджа Кьюкора — одно из них. СинеМода любуется сияющим нарядом Лиз Тейлор, сделанным на Ленфильме.

Волшебная сказка Мориса Метерлинка. Прекрасные талантливые актрисы в главных ролях: Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Джейн Фонда, Сисели Тайсон, ангельская малышка Пэтси Кенсит. Увы, гора родила мышь, фильм провалился в Штатах, да и у нас он не обрел популярности, после проката по ТВ его особо не показывали и не показывают.

Элизабет Тейлор в нем играет Мать, Колдунью, Свет и Материнскую любовь. Белое платье из гардероба Света выставлено сейчас на Ленфильме (в стеклянных витринах на 2 этаже).

История создания костюмов в этом фильме причудлива. В титрах указаны Марина Азизян, художник Ленфильма, и Эдит Хэд от 20th Century Fox. Марина Цолаковна рассказывает, что изначально костюмы вообще нарисовал Брайан Уайлдсмит, британский иллюстратор (он делал эскизы декораций и рисунки для фильма). И Тейлор их забраковала. Сохранилось и несколько эскизов Хэд для Лиз: белое пышное в оборках платье и пурпурное платье с передником и плащом.

Но и Эдит не угодила Лиз. “Меня срочно вызвали к директору «Ленфильма» и дали срок всего три дня для создания новых эскизов для Лизочки (она сразу разрешила мне так ее называть)”, — говорит в интервью Азизян.

Марина Азизян справа от Тейлор

“Все эскизы я делала два раза, то есть один раз я делала по Метерлинку, а второй раз для Кьюкора. Каждый раз видя какие-то эскизы с таким мистическим направлением особенным цветом и так далее он говорил: “ну это Метерлинк, а мы же делаем коммерческую картину. Я получила большое удовольствие от работы с Элизабет Тейлор. Мы с ней даже можно сказать как-то симпатизировали друг другу. Я во всяком случае относилась к ней с большой нежностью, виде в ней человека очень талантливого, с безумно сложной судьбой и познакомилась с ее приемной дочерью”.

Марина Цолаковна Азизян

Платье сшито из шелкового бельевого трикотажа — в советские времена с тканями была напряженка. Тейлор была сначала критично настроена к материалу, но Марина Азизян смогла ее убедить, что это дорогая ткань.

«Тогда у нас в магазинах купить приличную ткань было невозможно. Для платья Элизабет я раздобыла отрез бельевого шелкового трикотажа. «Сколько же это стоит?» — спросила звезда. Я ответила: «Если директор узнает об этом материале, головы мне не сносить». Спасло умение работать руками — шесть мастериц вручную расшивали этот наряд, и никто ничего крамольного не заметил, а платье Лизочке очень понравилось…»

Марина Цолаковна Азизян

Шесть мастеров расшивали этот костюм стразами из чешского стекла, пайетками и бисером в течение 2 месяцев. Понравилась звезде и работа закройщицы Вероники Владимировны Рысьевой, которой она предложила стать ее личной швеей. Но Вероника Владимировна отказалась.

Юрий Хрусталев, мастер-бутафор, изготовил для Света-Тейлор звенящий хрустальный (простите за тавтологию) головной убор. “Элизабет Тейлор не смогла с ним расстаться и увезла это украшение с собой в Америку”, — рассказывает Азизян. В нём она сфотографировалось для Милтона Грина в Эрмитаже.

Вообще, фильм снимался долго и с приключениями. Менялись советские артисты, Элизабет Тейлор и Ава Гарднер напивались прямо во время съемок, причем графики их “попоек” не совпадали.

Лиз и Ава
Лиз и Ава

Кьюкору навязали Сисели Тайсон, в то время как режиссер хотел Ширли Маклейн на роль Кошки. И он считал, что Тайсон проводит над ним обряды вуду. Советские актеры не говорили на английском и просто не понимали, что он им говорит, а английский текст учили написанным русскими буквами.

Сисели Тайсон и Джейн Фонда

Приехала Плисецкая. Увидела костюмы Тейлор, спросила:
— А где это делали?
Дело в том, что сначала Тейлор хотела шить костюмы у себя. Тогда Плисецкая сказала, что будет шить костюмы в Италии, у каких-то очень известных модельеров. А потом, когда она увидела костюмы Тейлор, сшитые на «Ленфильме», сказала:
— Как на «Ленфильме» сшили? Я тоже хочу на «Ленфильме»!
В общем, это была «Тысяча и одна ночь».

Евгений Татарский «Записки кинорежиссера о многих и немного о себе»

Материалы:

http://www.vppress.ru/stories/ona-byla-prekrasna-i-vneshne-i-vnutrenne-10266http://www.sobaka.ru/oldmagazine/glavnoe/18580

Оцените