FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Международная выставка «Мода – народу! От конструктивизма к дизайну» проходит с 29 августа по 29 сентября 2017 г. в Москве, в павильоне «Рабочий и колхозница». На ней представлено 528 экспонатов: эскизы, рисунки, фотографии советских художников-конструктивистов 1920-х гг., современные реконструкции костюмов, придуманных ими, современные арт-объекты в стилистике конструктивизма. Девиз выставки «Помнить, хранить, возрождать!»

«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»
В.Маяковский

Советский конструктивизм оказал и продолжает оказывать огромное влияние на нашу жизнь, даже если мы этого вовсе не осознаем и ничего не понимаем в авангарде. И это особенно остро понимаешь на этой выставке. Самые очевидные примеры — геометрические принты (полоска, цветочки, горошек — вот и все принты до 20 века) или функциональная одежда (прозодежда трансформировалась в костюмы пожарных, рабочих и т.д.), которые были новаторскими в 1920-ые, прочно вошли в наш быт. А многие задумки художников (вроде платьев из павлопосадских платков) и сейчас успешно эксплуатируются дизайнерами. Не будем долго рассуждать, переходим к картинкам с выставки.

ОДЕЖДА И ТКАНИ


Слева направо: 1. Реконструкция спортивного костюма с юбкой-брюками Н.Ламановой и Н.Мухиной, дизайнер — А.Копейчук (1986),
2. Реконструкция Ксении Седовой (1987 г.) спортивного костюма по эскизам Варвары Степановой (1923 г.)
3. Эскиз Варвары Степановой (1923 г.), реконструкция Г. Михеда (1987 г.)


Реконструкция эскиза спортивного костюма Варвары Степановой из журнала «Леф», дизайнер — Ноко Курдиани


Реконструкция костюма с инкрустированным геометрическим орнаментом по эскизу А.Экстер из журнала «Ателье», №1 1923г., дизайнер — Юлия Ситникова


Обложка журнала «Ателье», №1 1923г., эскиз — Александры Экстер. Здесь и далее сканы журнала «Ателье» взяты с сайта http://lamanova.com


Эскиз платка Radical chic, дизайнер А. Забиронин «Техническая революция 4.0 Блокчейн».


А.Толстикова. Шелковый платок «Амазонки авангарда»
«Амазонками авангарда» называли шесть художниц русского авангарда: Александру Экстер, Наталью Гончарову, Любовь Попову, Ольгу Розанову, Варвару Степанову, Надежду Удальцову.


Эскизы спортивных костюмов А.Родченко (1929) и В.Степановой (1923)


Проект спортивного костюма В.Степановой (1923)


Реконструкция костюма Варвары Степановой, дизайнер — Ноко Курдиани


Проекты рисунков для ткани Варвары Степановой, 1924 г.


Платок Radical chic «Авангард»


Реконструкция платья по эскизу Л. Поповой


Эскиз летнего платья Л.Поповой 1923-1924 гг.


Эскизы платьев и тканей Л.Поповой 1923-1924 гг.


Эскиз обложки Журнала мод, лето 1924. Любовь Попова


Ткани по эскизам В.Степановой, 1924 г.


Эскизы рисунка для ткани и образцы тканей, Людмила Маяковская, 1920-ые


Эскиз обложки для журнала Искусство одеваться В.Ходасевич, конец 1920-х


Слева — реконструкция рисунка платья Надежды Ламановой и Веры Мухиной из альбома «Искусство в быту». Т.Румянцева (Aliz Arin) и Т.Павлова, Арт-мастерская «Аки голубка»


Домашнее платье из головного платка. Рисунок В.Мухиной по модели Н.Ламановой. Искусство в быту. Приложение к журналу «Красная Нива», 1925 год.


Реконструкция пальто и юбки по эскизу Л.Поповой. Г.Райхман (РосЗИТЛП)


Реконструкция ансамбля Н.Ламановой. Имитация полос — репсовая лента. Дизайнер — К.Смолкина


Актриса Александра Хохлова в платье Н.Ламановой. Фото — А.Родченко


Рушник, народная вышивка, 1920-ые


Реконструкция платья из красного шифона с вышивкой пайетками. Е.Эланж (Helena Elange), вышивка — Ярославская вышивальная фабрика. Оригинальное платье было сшито Н.Ламановой для актрисы Алисы Коонен (народная артистка РСФСР, ведущая актриса Камерного театра и жена его организатора Александра Таирова)


Оригинальное платье Алисы Коонен экспонировалось на выставке «Мода в зеркале истории: XIX — XX вв». Выставка проходила в Музее Москвы с 16 мая по 18 сентября 2013 года.


Слева — реконструкция черного платья по эскизу А.Экстер 1920-ые. По книге Т.Стриженова «Из истории советского костюма». Дизайнер — Л.Шуваев, центр творчества «На Вадковском».
Справа — реконструкция белого платья по эскизу А.Экстер 1920-ые. По книге Т.Стриженова «Из истории советского костюма». Дизайнер — Л.Яржевская.


Реконструкция платья-бутон Веры Мухиной, дизайнеры — Е.Мальцева и Г.Райхман


Эскиз платья-бутон Веры Мухиной, журнал «Ателье» №1, 1923 год


Реконструкция платья из шелка, дизайнер — С.Гнатуш-Демчук


Платье с вышивкой Е.Прибыльской, журнал «Ателье» №1, 1923 год.


Реконструкция пальто по мотивам народов Севера Н.Ламановой, 1920-е г. Слева — модный дом Olga Kunitsyna. Справа — дизайнер О.Пономарева, конструктор — О.Чернышова, шапочка-кичка с вышивкой из жемчуга, Т.Войтеховская.


Реконструкция пальто по эскизу А.Экстер 1920-ые. По книге Т.Стриженова «Из истории советского костюма». Дизайнер — Оксана Краснокутская, Furland. Реконструкция муфты, шапки и варежек по эскизу Н.Ламановой из журнала «Северные мотивы», дизайнер — Марина Краснокутская, Furland.


Слева — реконструкция ансамбля из состаренного льна Н.Ламановой. Дизайнер — Т.Маркова
Справа — реконструкция платья Н.Ламановой по фотографии А.Родченко, дизайнер — Г.Трендафилова


Лиля Брик и ее сестра Эльза Триоле, фотография А.Родченко


Слева направо: 1. Реконструкция платья из льна с вышивкой Н.Ламановой, дизайнер — О.Липницкая
2.Реконструкция кружевного кафтана, дизайнер — М. Бортникова, «Галерея кружева»
3. Реконструция платья Н.Ламановой, дизайнер — П.Кускова (lin.k)

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ


Эль Лисицкий «Победа над солнцем», эскиз костюма, 1923 г.


Сергей Эйзенштейн «Шерлок Холмс и Ник Картер» Эскиз женского костюма «Дама в розовом», 1922


Реконструкция платья по эскизу С.Эйзенштейна, дизайнер — О.Пономарева («Калиста Гловес»)


1. П.Челищев. Эскиз костюма танцовщика 1920. 2. Эскиз платья Аэлиты А. Экстер для одноименного фильма Я.Протазанова, 1924 3. Эскиз костюма «Спекулянт», В.Меллер для постановки «Газ» Г.Кайзера, 1923 г.


1.Эскиз мужского костюма, В.Меллер для постановки «Газ» Г.Кайзера, 1923 г., 2-3. К.Вялов. Эскизы костюмов «Рабочий» и «Бандитто» для спектакля «Севильская каморра», 1923 г.


С.Эйзенштейн. Эскиз женского костюма «1-ая дамочка», для пьесы «Хорошее отношение к лошадям» В.Массы 1921 г.


Александра Экстер. Эскиз женского костюма с юбкой с фижмами, 1924


Слева — реконструкция костюма по эскизу С.Эйзенштейна, дизайнер — А. Черокова, студия «Традиция». Справа — реконструкция костюма по эскизу А.Экстер. Дизайнер — Т.Маркова.


Эскизы Л.Поповой к постановкам В.Мейерхольда


Реконструкция костюма Тарелкина в спектакле «Смерть Тарелкина», Эскиз — В.Степановой. Дизайнер — П.Кускова.


Эскизы В.Степановой к постановке «Смерть Тарелкина», 1922 г.


Реконструкция костюма Тарелкина в спектакле «Смерть Тарелкина». Дизайнеры — А.Петрова и О.Морозов


Реконструкция костюмов «Полутатаринов» и «Расплюев» для спектакля «Смерть Тарелкина». Дизайнер — Е.Хардина


Реконструкция костюма для спектакля «Человек, который был Четвергом» по эскизу А.Веснина. Дизайнер — Е.Шишкина


Александр Веснин. Эскиз костюма для спектакля «Человек, который был Четвергом», Камерный театр, 1923 г.


Эскизы Александра Родченко к неосуществленной постановке «Мы» Е.Замятина, 1919-1920, режиссер — С.Эйзенштейн.


Реконструкция костюма «Брандахлыстова» для спектакля «Смерть Тарелкина», дизайнер — Елена Шипилова


Реконструкция платья для спектакля «Человек, который был Четвергом», Камерный театр, 1923 г. Эскиз Александра Веснина. Дизайнер — Л.Шуваева («Дизайн и мода», театр моды «Мильфлер»)

Реконструкция платья-костюма по эскизу Родченко для спектакля «Инга», дизайнер — Е.Ламанова


Слева направо 1-2 — эскизы А.Родченко к спектаклю «Клоп»


Реконструкция костюма Зои по эскизу А.Родченко для спектакля Маяковского «Клоп», 1929 г., дизайнер — Е.Химичева.


Реконструкция костюма Буфетчицы по эскизу А.Родченко для спектакля «Инга», 1929 г., дизайнер — И. Кузенкова.


Эскизы А.Родченко для спектакля «Клоп»


Александр Родченко в костюме инженера-конструктора и реконструкция костюма.


Макет павильона СССР на Международной выставке современных декоративных искусств и промышленности в Париже, 1925 г. Выполнено студентами 5 курса МАРХИ, 2008 г.

Выставка дала имя течению ар-деко (в результате сокращения слов Arts Décoratifs в названии выставки) в декоративном искусстве первой половины XX века. Участие в выставке СССР было одним из первых актов культурного обмена между СССР и Францией после установления дипломатических отношений между странами 28 октября 1924 года. Советский павильон на выставке был сооружён из дерева по проекту архитектора К. С. Мельникова поблизости от Дома инвалидов и стал одним из самых популярных на выставке.
Главным художником павильона СССР на выставке был А. М. Родченко. Для выставки Родченко оформил клуб рабочих СССР («изба-читальня») и обложку советского каталога. Рекламные плакаты А. Родченко были удостоены серебряной медали выставки. «Русский раздел» выставки возглавлял художник Д. П. Штеренберг.
В выставке приняли участие советские художники В. Г. Меллер (золотая медаль за оформление спектакля в театре «Березіль»), Ю. П. Анненков, Н. И. Альтман, А. А. Экстер, А. И. Кравченко (гран-при за графические работы), А. В. Лентулов (диплом выставки за оформление спектакля «Демон»), П. П. Кончаловский, А. Н. Бенуа, В. М. Голицын (золотая медаль по классу «Искусство и индустрия дерева» — за роспись деревянных изделий), модельер Н. П. Ламанова (Гран-при «за костюм, основанный на народном творчестве»), кинорежиссёр С. М. Эйзенштейн (серебряная медаль за фильм «Стачка»). Золотую медаль международной выставки получили изделия вологодских кружевниц.

Оцените