“Гусарская баллада”: ошибки, легенды и дальтонизм
В преддверии годовщины Бородинской битвы (7 сентября 1812 года по новому стилю) посмотрим на костюмы в прекрасном фильме Эльдара Рязанова “Гусарская баллада” (1962).
Военных историков хлебом не корми дай пафосно и самоуверенно покритиковать кино о войне. “Гусарской балладе”, при всей любви к ней зрителей, достаётся не меньше. Дескать, и мундиры неправильные, и ордена не те и висят неправильно, оружие не того времени, пушки стреляют без отдачи, анахронизмы в званиях — в общем, ляп на ляпе и ляпом погоняет.
Одни говорят об ошибках “костюмеров”, другие, отмечая, что мундиры хороши, безапелляционно говорят, что это были музейные образцы или что кто-то помогал “костюмерам”. В общем, что-то нам в СинеМода даже стало немного обидно за Ольгу Семеновну Кручинину, которая вовсе не “костюмер”, а выдающийся художник по костюмам. С которым “Гусарской балладе”, безусловно, очень повезло (Материал СинеМоды с выставки к 100-летию художника по костюмам О.С. Кручининой).
Мундир Шурочки Азаровой
Шурочка (Лариса Голубкина) надевает на маскарад гусарский мундир: ментик и доломан у нее серые, воротник и обшлага доломана, чакчиры (рейтузы) — красные, мех на ментике серый, шнуры — белые). Поручик Ржевский довольно уверенно опознает его: “Мундир на Вас я вижу Павлоградский”. И немедленно садится в лужу. Так как на Шурочке “идеально сшитый мундир Сумского полка”. По-видимому, первым в СМИ об этом написал А. Васильев, научный сотрудник Военно-исторического архива, в своей статье “Сабля, ташка, конь гусарский” в журнале “Наука и Жизнь” в 1988 г. (№9). И с тех пор, информация об этом появляется в практически любой статье о “Гусарской балладе” или в обсуждениях.
Offtop-1: А.Васильев считал это “оплошностью” киношников, извиняя это тем, что “историю военного костюма нигде не преподают, нет даже публикаций в журнальной периодике”. И здесь автор был прав и не прав сразу. На “Гусарской балладе” военных консультантов, возможно, и не было. Но С.Ф. Бондарчука, который снимал с 1961 г. “Войну и мир”, консультировали военные. Позднее с киношниками сотрудничал специалист по военному костюму, человек-легенда Валерий Николаевич Куликов. Он же преподавал для будущих художников по костюму в Школе-студии МХАТ.
Однако на “Гусарской балладе” художнику по костюму Ольге Семеновне Кручининой пришлось разбираться самой.
О.С. Кручинина: «Консультантов по военному костюму не было, поэтому мне приходилось самой разыскивать и материалы по французской армии и по русской армии. Причем, выполнять эти костюмы тоже было очень сложно, потому что мастерские не умели их делать. Были проблемы со всем: и с материалами и с исполнением: золотое плетение, золотые или серебряные шнуры на киверах гусарских или уланских… султаны из перьев… Как красить перья? Где достать эти перья?
Уж я не говорю о том, что формы головных уборов, например, французской армии, мне приходилось зимой разыскивать на складах, которые были в Голицыно. Когда-то они принадлежали Академии художеств, потом переданы в воинские части. И там они навалом лежали в этих металлических ангарах, кучами, какие чьи неизвестно. И я карабкалась по этим кучам, что вот где-то там, кажется, нужный мне головной убор. С трудом мы устанавливали форму методом многих примерок, проб”.
Ошиблась ли Ольга Семеновна случайно или пошла на эту ошибку с мундиром сознательно? Нам кажется, что второе. Многие мундиры воспроизведены в фильме очень точно (обратите внимание, что даже вальтрап — попона у лошади Шурочки — сшит в точном соответствии с правилами Сумского полка, а не абы как), так что вряд ли Кручинина просто ошиблась.
Тогда почему же Шурочке не подошел сине-зеленый мундир Павлоградского полка? Возможно, тогда бы не было цветового контраста между главными героями. Возможно, сочетание серо-розового Кручинина посчитала более нежным для героини. Она рассказывала о себе, что часто действовала интуитивно и решительно, а режиссеры с ней никогда не спорили.
Обратите внимание на серые штаны Ростова. В походах гусары носили не парадные брюки (которые сильно изнашивались), а серые, с кожаными вставками с внутренней стороны.
В “Гусарской балладе” же все ведущие персонажи в парадной форме. Считать ли это оплошностью или художественным решением? Возможно, художники решили сделать фильм более красочным, водевильным, да и партизанский отряд полковника Давыда Васильева объединяет людей из разных видов войск и выглядит очень ярко и пестро. Не забываем, что мы смотрим комедию, а не кинохронику!
Лариса Голубкина рассказывала в интервью, что “с радостью надела гусарский костюм. Это было счастье”.
“Меня повезли шить костюм в Театр киноактера. Там был закройщик-мужчина по фамилии Затирко. У него был такой специфический акцент. Когда он меня увидел, он сказал: «Ну что, вы попали в правильные руки. Вы знаете, кто первый костюм сшил Орловой? Я! Что с ней стало? Она стала известной актрисой. И вот я вам первый шью брюки, кто вы будете?» […]
Мне так нравилось находиться в гусарском костюме, ехать верхом на лошади, даже когда съемка заканчивалась, во второй половине дня, мы могли еще скакать на лошадях по полям и лесам в Удино”.
Лариса Голубкина, “Тайны советского кино. Гусарская баллада”
Эльдар Рязанов: «Как известно, природа способна на многое. Она вообще может создать чудо. И вот специально для нашей картины, значит, природа поднатужилась и создала Ларису Голубкину»
“Тайны советского кино. Гусарская баллада”
Мундир Ржевского
Поручика Дмитрия Ржевского (Юрий Яковлев) диванные эксперты по военному костюму приписывают на основании его костюма к разным полкам. Жаль, что в своей статье 1988 г. для “Науки и Жизнь” А.Васильев никак не определил его, глядишь, и разночтений бы не было.
В пьесе А. Гладкова “Давным-давно” есть фраза Ржевского “По мне, красивей голубого нет” с пометкой “Смотрит на свой мундир”. А уже через сюжетных полгода Давыд Васильев говорит Ржевскому: “Драчливость, брат, твоя Вошла в пословицу давно в полку Ахтырском”, что, значит, что Ржевский служил с Васильевом в этом полку.
Поскольку Ахтырский ментик и доломан коричневого цвета, это значит, что либо у Ржевского разнообразная армейская история и он послужил в разных полках, либо у Гладкова не было под рукой эксперта по гусарским мундирам, ну либо Ржевский дальтоник.
В фильме фразы Васильева нет, но остались слова Ржевского про голубой цвет, от которых, видимо, и отталкивалась Ольга Семеновна при создании его костюма.
Кстати, сам Давыд Васильев “ахтырцем” стал неслучайно: персонаж списан с Дениса Васильевича Давыдова, который там и служил в начале 1812 г.
Итак, что же говорят у нас в Интернете. Википедия, к примеру, противоречит сама себе. В статье про “Гусарскую балладу” указано, что “Ржевский же носит мундир Лубенского гусарского полка”, а в статье про самого поручика , что “Мариупольского” (было на момент написания статьи, надеемся, поправят еще).
Итак, Мариупольский полк: доломан и ментик синие, воротник и обшлага доломана желтые. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный, солдат -белый. Пояс-кушак синий. Чакчиры синие. Ташка (сумка) синяя с желтой отделкой. Приборный металл — золото.
Еще нам встретилась любопытная статья, разоблачающая ошибки в фильмах о войне 1812 г., в которой автор, известный историк-любитель Александр Подмазо утверждает, что “Ржевский одет в мундир Павлоградского гусарского полка”. Однако. Посмотрите выше на Николая Ростова, а потом на Дмитрия Ржевского. У вас есть объяснения мнению Подмазо? У нас нет.
Костюмы Шурочки
У Шурочки три женских платья и один мужской костюм для верховой езды — все они замечательно ее характеризуют зрителю.
Два скромных повседневных платья — розовое и белое — ампирные, с высокой талией под грудью, с минимумом отделки. Они невинны, практичны, «девичьих» цветов — то, что нужно для “хорошей девочки” Шурочки: патриотки, спортсменки, красавицы. Её белое бальное платье хоть и декольтированное по моде того времени, тем не менее выглядит очень скромно. Она не должна была показаться советскому зрителю аристократкой или богатой дворянкой, модницей, которая думает о нарядах, кокеткой или, упаси боже, сексапильной (ампирная мода с глубоким декольте и полупрозрачными тонкими белыми платьями могла быть очень даже секси).
Для первого появления Шурочки Кручинина сделала ей мужской костюм для верховой езды: с высоким картузом, напоминающим кивер, серыми рейтузами под стать гусарским походным и коричневым жокейским пиджаком, который выглядел одновременно просто, стильно и современно. Белое жабо с оборками придает ее мужскому костюму более кокетливый вид. Так что глядя на нее впервые, зритель сразу понимал, какая перед ним за героиня.
Костюмы Луизы Жермон
Французская певица Луиза Жермон (Татьяна Шмыга) эффектно выходит из кареты в коричневом бархатном пелисе с норковым воротником, кокетливой шляпке с оборками и кашемировом палантине.
Затем, скинув пелис, она предстает в травянисто-зеленом ампирном платье, сильно декольтированном, с золотой вышивкой. Другой ее наряд — закрытое черное бархатное платье с белым кружевным воротничком, украшенное цепочками и оранжевым палантином. Ее платья, очевидно, выглядят более модными, нежели наряды Шурочки и все же они элегантные и достаточно строгие. Жермон не смотрится в них легковесной или доступной кокеткой. Черное платье немного стилизовано под Возрождение и смотрится очень драматично, под стать эпизоду.
Женские костюмы в фильме весьма аутентичны, чего не скажешь о макияже и прическе Луизы. Для примера платья и портреты этого периода из коллекции Эрмитажа.
“Гусарская баллада” и “Война и мир”: кто у кого?
На сайте Музея Кино указано, что “на съёмках фильма были использованы костюмы, пошитые для «Войны и мира»”. Это распространённое мнение упоминается во многих местах, тем обиднее встретить его на сайте Музея. Поскольку именно Музей кино взял в свое время большое интервью у Ольги Семеновны Кручининой, в котором она говорит, что всё было ровным счетом наоборот:
“Когда уже эти костюмы были сделаны — а там очень много разновидностей и французского и русского костюма различных гусарских полков — то, когда делали “Войну и мир”, некоторые наши костюмы, уже отработанные кровью и потом, “Война и Мир” использовала как образцы: брали наш кивер и писали, таких киверов 100 штук, 200. Я перечитывала статью в журнале “Советское кино”, где Николай Александрович Иванов пишет, что после создания “Война и Мир” они помогали реквизитом и костюмами в том числе и “Гусарской балладе”. Я думаю, “Вот так да! Наоборот!” Многие мои костюмы использовали как образец. Хотя возможности материальные были не сопоставимые”.
О.С. Кручинина, интервью для Музея кино, Видео на Youtube
Кстати, не только униформа, воссозданная Кручининой для “Гусарской баллады”, использовалась на “Войне и мире”. В 4 серии в эпизоде, когда в Москве оказывается раненый Андрей Болконский, его видит одна из девушек из дома Ростовых. На ней — палантин Луизы Жермон.
Мы не претендуем на высокое звание военных историков и будем рады исправить и дополнить статью, если наши читатели обнаружат какие-либо ошибки и неточности.
Материалы:
1.Документальные фильмы: “Гусарская баллада. Неизвестная версия” и “Тайны советского кино”
3.Александр Подмазо “К вопросу об исторической достоверности в отечественных фильмах на тему войны 1812 года”// “Отечественная война 1812 года. Экранизация памяти. Материалы международной научной конференции 24–26 мая 2012 г.”
5. А.Васильев. Сабля, ташка, конь гусаpский… («Наука и жизнь», 9/1988)
6. Интервью О.Кручининой Музею Кино
7. Униформа гусар Российской Императорской армии 1801-1825 годов
8. Эрмитаж
1. Обсуждать костюмы(именно костюмы!!,а не как это все правильно называется по униформе того времени) к\ф да еще водевильного , полагаю нет смысла. Фильм удался,а это главное.
В нем ,начиная от сюжета,и заканчивая пошивом костюмов, все стилизация и улыбка авторов и костюмеров.
2. Спецов по пошиву униформы(потому что, если хотите получить вещь на войну 1812 года,а не костюм,то и называть её надо правильно: мундир. С 17 по начало 20 века — эпоха мундиров. В дальнейшем обмундирование военных стали называть униформа,как и у служащих.Причем в название «мундир» входило ВСЕ,что было надето на военном человеке.), так вот, спецов по пошиву и изготовлению самих мундиров (кроме киверов и сапог)как тогда не было ,так и сейчас НЕТ.
Хотя лукавлю — есть. Одна. Это я. И это не от похвалы, а от сожаления.Потому что у меня уже предпенсионный возраст,работаю на поприще изготовления мундиров 27 лет, учеников так и не оставила. Не хотят люди колупаться вручную с пошивом одежды на эту эпоху. Не выгодно.
(Захотите узнать обо мне, добро пожаловать в мой блог «Лебединая песня реконструктора». Это то,что еще могу сделать: отдать хоть частичку своих знаний людям…увы…)
Кстати, если человек преподает на кафедре историю костюма,это еще не значит ,что он разбирается в пошиве(!!). Даже если человек получил дизайнерское образование и необучался технологии изготовления одежды на практике,то он не умеет шить.Портняжному делу надо специально учиться. И не один год…А восстановлению костюмов прошлых веков — НИКТО и НИГДЕ НЕ учит(!!). Нет такой кафедры по изготовлению исторического костюма.В природе НЕ существует(!).
3. На Шурочке (впрочем как и на остальных) костюмы на военных сидят….мягко говоря…..по киношному. Т.е. никак.Отвлекает взгляд на это безобразие только золотые и серебряные галуны и шнур. Типа: красиво и блестит.То что надо для съемок к/ф))).
4. Чтобы как специалист в этом деле, утверждать был или не был при съемках на том или ином человеке подлинный мундир, мне нужно в натуре посмотреть его пошив. Тогда смогу сказать точно.Потому что в свое время провела не один год в запасниках музеев по униформе. Почему некоторые униформисты утверждают , что при съемках были использованы подлинники? потому что в те времена в некоторых костюмерных действительно можно на них было наткнуться.Даже сейчас.А господин Васильев в силен в истории войны, но никак не в ПОШИВЕ той же самой униформы. Так что и тут судить его не имеет смысла.Тем более,что эти слова о подлинниках он писал в далекие 90-ые годы…И брать их сейчас ,через 30 лет за основу для спора…не стоит, право…
Повторюсь: водевильчик получился легкий, смешной,с прекрасной игрой знаменитых актеров.за что мы этот к/ф и любим. А остальное…Тем более, что люди, которые хоть раз сталкивались с театральными костюмами,а тем более с киношными могут прочесть всю эту статью с улыбкой.)
5.Автору — респект за статью! Еще раз вспомнить этот прекрасный водевиль,актеров, получить доп. кадры из фильма , всегда приятно.
Светлана, спасибо за отзыв! У вас интересный блог, зачитаюсь!
По поводу настоящей униформы (не верю, что ее могли использовать на главных героев, где-нибудь в массовку вполне). Как рассказывают на Ленфильме, в фильме «Петр 1» (1937-38 гг) Николай Симонов носил реальный камзол Петра. (Еще до революции киностудия получила очень много вещей от императорской семьи). Он выставлен у них в залах.
Не берусь судить насколько это правда.
Из группы ВК «История моды»
Зеленые шали, палантины и косынки в моде 1807-1808 годов на страницах «Journal des Dames et des Modes».