Кинохроника дублёнки
У современной дублёнки много «прародителей»: это романовские полушубки, польские или венгерские бекеши, русские тулупы, афганские дублёнки, украшенные шелковой вышивкой. Долгое время нагольная (то есть мехом внутрь) одежда считалась утилитарной и немодной, но с 1950-х с увлечением фольклорным стилем (а в 1960-1970-х – благодаря the Beatles и хиппи) дублёнка стала популярна в Европе. В СССР дубленка стала статусной и желанной вещью в 1970-80-ые.
«Александр Сергеевич, передайте Зинаиде Михайловне, что Розалия Францевна говорила Анне Ивановне – Капитолина Никифоровна дублёнку предлагает…»
«Иван Васильевич меняет профессию»
1961
«Девчата»
Режиссёр Юрий Чулюкин, художник по костюмам Лидия Наумова
Вряд ли овчинные тулупы, в которых спасаются от уральских морозов работники леспромхоза, можно считать модными, это скорее спецодежда (неслучайно, в поселке Тося Кислицына ходит в пальто), но почему бы лишний раз не вспомнить об этом прекрасном фильме. Кстати, наши девчата – единственные, кто носит в кино головные уборы, способные согреть голову в лютые морозы (Джон Сноу и весь Ночной дозор в «Игре престолов» люто-бешено завидует ушанкам лесорубов).
1966
«Мужчина и женщина» / Un Homme Et Une Femme
Режиссёр Клод Лелуш, художник по костюмам Ришар Марвиль (Richard Marvil)
Этот фильм сделал культовыми не только своего режиссера и композитора Франсиса Ле, но и мегапопулярными дублёнки, в которых щеголяет Анна Готье (Анук Эме). Причем, у нее дублёнки разных фасонов: бежевая прямого кроя с белым мехом и более темного серо-бежевого цвета с черным мехом так называемого фасона «Принцесса» (на Западе его также называли «русским»).
1968
«Все на продажу» / Wszystko Na Sprzedaz
Режиссёр Анджей Вайда, художник по костюмам Катажина Чодорович (Katarzyna Chodorowicz)
В еще одном культовом польском «кино о кино» Беата Тышкевич и Эльжбета Чижевска играют подруг, бывшую и нынешнюю, главного героя (который, кстати, ни разу не появляется в кадре). Высокая, русоволосая Беата одета в просторную коричневую дубленку с нестриженым пышным ворсом, а миниатюрная кукольная Эльжбета с золотистыми волосами – в белую c вышивкой дубленку-принцессу. Вообще по количеству появлений разных дублёнок (в том числе мужских) в кадре, этот фильм – один из рекордсменов, что и неудивительно, ведь дублёнка в Польше – практически национальная зимняя одежда.
1979
«Сталкер»
Режиссёр Андрей Тарковский, художник по костюмам Нэлли Фомина
После короткой «вылазки» на загнивающий Запад (Польша для жителей СССР могла вполне сойти за Францию) вновь вернемся на суровую Родину, где в 1979 году (а в прокат в 1980) вышел последний снятый в СССР фильм Тарковского «Сталкер». У Алисы Фрейндлих небольшая, но очень важная роль жены Сталкера (недаром с семьи начинается и семьей же и заканчивается картина). И если вначале она в истерике и гневе не хочет отпускать мужа, то после его возвращения – смиренно говорит о своей судьбе: «А если бы не было в нашей жизни горя, то лучше бы не было, хуже было бы. Потому что тогда и счастья бы тоже не было. И не было бы надежды. Вот». Несмотря на то, что она дома и уже уложила и успокоила мужа, она не раздевается, а так и сидит в теплом объемном свитере и дублёнке. И снова (как в первом эпизоде картины) создается впечатление: что дома холодно и сыро, что он весь продуваем ветрами, что весь быт ее неустроен (она в зимней одежде, в то время как на улице еще осень, а значит осенней одежды у нее, видимо, и нет). А ведь, на героине Фрейндлих практически такая же дублёнка, как у Анук Эме в фильме «Мужчина и женщина», но в ужасном состоянии (дублёнка принадлежала Нэлле Фоминой и по просьбе режиссера она дополнительно ее состаривала).
1994
«Форрест Гамп» / Forrest Gump
Режиссер Роберт Земекис, художник по костюмам Джоанна Джонстон.
Подруга Форреста (Том Хэнкс) Дженни (Робин Райт) в этой энциклопедии американской жизни второй половины прошлого века проходит несколько трансформаций. В конце 1960-х она становится хиппи и на антивоенном митинге неожиданно встречается с другом детства. Джоанна Джонстон одевает ее в длинную юбку, свободную блузку, удлиненный жилет с вышивкой (который она взяла из гардероба своей бабушки) и афганскую дубленку.
1998
Идеальное убийство / A Perfect Murder
Режиссёр Эндрю Дэвис, художник по костюмам Эллен Мирожник (Ellen Mirojnick)
Эмили (Гвинет Пэлтроу) демонстрирует нам пример классического стильного гардероба богатой, но работающей женщины (небольшое количество драгоценностей, простые линии, приглушенные цвета). Ничего вызывающего, все очень спокойно и элегантно, и все это на фоне кипящих страстей в этом триллере. Героиня Пэлтроу несколько раз надевает объемную О-силуэта дублёнку темно-коричневого цвета со стриженым мехом (в 1990-ые оверсайз, как и сейчас, был на пике популярности). С небольшой поправкой на 1990-ые гардероб Эмили можно считать актуальным и сейчас, вот что значит классика.
1999
«Прерванная жизнь» / Girl, Interrupted
Режиссёр Джеймс Мэнгольд, художник по костюмам Арианна Филлипс (Arianne Phillips)
И снова мы возвращаемся в 1960-е, на излете которых развиваются события картины. Лиса (Анжелина Джоли) – агрессивная, но харизматичная социопатка и манипулятор. Арианна Филлипс одевает ее в подчеркнуто простую одежду унисекс, единственная яркая вещь – дублёнка с пышной отделкой из нестриженой овчины по краю, очень в стиле популярных в то время у протестной молодежи афганских дублёнок. Как метко замечает LAM, героиня Джоли появляется в клинике, как «волк в овечьей шкуре».
2000
«Почти знаменит» / Almost Famous
Режиссёр Кэмерон Кроу, художник по костюмам Бетси Хайман (Betsy Heimann)
Будем честны, у Пенни Лэйн (Кейт Хадсон) – не настоящая дубленка, но она стала настолько популярной, что в описании дублёнок часто указывают «true Penny Lane style». Все костюмы, кроме голубых джинсов, в фильме (события в нем разворачиваются в начале 1970-х), были придуманы и созданы Бетси Хайман, и действительно отвечают духу того безумного времени. Пальто Пенни вызывает ассоциации с популярными афганскими расшитыми дублёнками, но художник так же вдохновлялась манто, которое носит Ширли Маклейн в фильме «Квартира» (1960). Она опиралась на психологический образ героини Кейт Хадсон, которая смеется снаружи, а внутри плачет. Это пальто – своеобразная защита, кольчуга для нее, объясняет свой выбор художник. Малышка Леди Гудман надевает его и словно оказывается в защищающем ее коконе гламура, она становится Пенни Лэйн. Еще один важный эффект, которого добивалась Хайман, воротник нежного сливочного оттенка должен был оттенять кожу актрисы, делать ее словно светящейся.
2006
«Отпуск по обмену» / The Holiday
Режиссёр Нэнси Майерс, художник по костюмам Марлен Стюарт (Marlene Stewart)
Аманда (Кэмерон Диас) в этом сиропном ромкоме демонстрирует прекрасный casual гардероб (с преобладанием уютных кашемировых и трикотажных вещей светлых тонов), в котором нашлось место двум дублёнкам (да-да, это все на 2-недельный отпуск в британской глуши). Одна из них – белоснежная типичная дублёнка-принцесса, а вторая — темная с белым стриженым мехом Christian Dior. Именно в ней она делает эффектную пробежку по снегу (вообще режиссеры почему-то любят людей, бегающих в дублёнках, видимо, чтобы актеры не расслаблялись).
И на десерт
Ну вот и все, если мы кого-то забыли, пишите в комментариях!
Материалы по теме:
• Дублёнка
• Мила Двинятина Дублёнка Тарковского
• Why That Outfit: Penny Lane’s Shearling Coat in ‘Almost Famous’ By Justine Harman
• Movie-looks: «Прерванная жизнь»
• I Want This Wardrobe: Cameron Diaz in The Holiday!
• The Rise and Decline of the Afghan Coat 1966-197?
Пара карикатур Крокодила в тему: