FavoriteLoadingДобавить в Избранное

История египетской царицы привлекала кинематограф практически с самого его изобретения. Уже в 1899 году Жорж Мельес снял фильм ужасов о разграблении могилы Клеопатры, за ним последовали еще два немых фильма: в 1912 году с Хелен Гарднер, а в 1917-м — с Тедой Бара. В 1922 году была открыта неразграбленная гробница Тутанхамона, и это событие сделало тему Древнего Египта еще более популярной. В 1934 и 1946 годах в роли Клеопатры снялись Клодетт Кольбер и Вивьен Ли соответственно. И вот дошла очередь и до Элизабет Тейлор, именно ее в этой роли видел Уолтер Вангер, продюссер картины. Но на случай отказа в списке 20th Century Fox были Бриджит Бардо, Софи Лорен, Одри Хепберн и Сьюзен Хэйворд. Первоначально Элизабет Тейлор не хотела сниматься и запросила немыслимый тогда гонорар в 1 млн долларов, будучи уверенной, что ей откажут. Но студия согласилась, а в итоге Лиз получила за эту роль 7 млн долларов (в связи с задержкой производства). В целом, изначальный бюджет картины с 2 млн долларов разбух до 44 млн (с учетом инфляции 334 млн долларов на 2013 год).

Над картиной работало два режиссера и фактически два каста (Ричард Бёртон, Рекс Харрисон в ролях Марка Антония и Цезаря заменили Стивена Бойда и Питера Финча). Материал, отснятый Рубеном Мамуляном в Лондоне в 1960 году до болезни Лиз, пришлось переснимать, и режиссерское кресло занял в 1961 году Джозеф Лео Манкевич. Из Лондона съемки перенесли в Италию на студию Cinecittà, и Манкевичу самому пришлось на ходу писать сценарий. «Этот фильм был зачат в спешке, снимался в истерике и был закончен в слепой панике», — вспоминал он, только благодаря колоссальному вкладу которого эта картина вообще состоялась.

Мировая премьера состоялась в Нью-Йорке 12 июня 1963 года. Залы кинотеатров ломились: все хотели посмотреть фильм, скандалы вокруг которого, и в первую очередь роман Тейлор и Бёртона, пресса смаковала несколько лет подряд. При этом многие критики были строги к «Клеопатре», да и сама Тейлор была весьма недовольна картиной. Студия отбила расходы на производство «Клеопатры» в течение нескольких лет (несмотря на хорошие сборы, расходы на картину были непомерны и довели бы студию до банкротства, если бы не успех мюзикла «Звуки музыки»).

Картина получила 4 Оскара и еще 5 номинаций. Оскар разделили три художника по костюмам картины: Ирен Шарафф (всего в ее копилке 5 оскаров и 11 номинаций), отвечавшая только за костюмы Тейлор, Витторио Нино Новарезе и Рени.


На фото: Ирен Шарафф и Элизабет Тейлор на съемках фильма.

Между прочим, «Клеопатра» в этой номинации обошла не менее легендарного и культового «Леопарда», костюмы к которому делал Пьеро Този. Всего для фильма было изготовлено 26 тысяч костюмов. У Тейлор было 65 смен нарядов (ее рекорд побила Мадонна в «Эвите» с 85 сменами), которые стоили 194,8 тыс долларов (в ценах 2013 года — 1,5 млн долларов). Кстати, для сьемок в Англии на студии Pinewood костюмы Клеопатры делал Оливер Мессел (он ранее делал костюмы для Вивьен Ли в «Цезарь и Клеопатра»), сохранились фотографии Лиз в них.

Фотографии в альбоме «Oliver Messel for Cleopatra Liz Taylor», автор cinemoda на Яндекс.Фотках

Силуэтом эти ансамбли немного отличаются от платьев Шарафф, они более узкие. Безусловно, платья Клеопатры в фильме не имеют ровным счетом никакого отношения к реальным костюмам египетской царицы, но это обычная ситуация для пеплумов. Скорее всего, это было сознательное решение, к примеру, служанки Клеопатры одеты более аутентично. Большинство из нарядов довольно однотипны и призваны в выгодном свете показать фигуру Тейлор: узкая талия, затянутая корсетом, высокая грудь, подчеркнутая декольте, сильно расклешенная юбка. В целом, они сильно напоминают плиссированные платья мадам Гре (Grès), которые она создает в 1950-х. Часть высоких и пышных причесок (париков) героини больше соответствуют моде 1960-х, так же как и странные шляпки в стиле шапочек для плавания. Клеопатра также носит современные босоножки на шпильке, комбинезон (!) и туники с разрезом словно на отдыхе в Сан-Тропе в 1960-х. И конечно, больше блесток богу блесток! Должно быть у педантичных египтологов кровоточат глаза при просмотре.

Для нашей рубрики «Цветотерапия» мы отобрали несколько нарядов Клеопатры в цветах радужного спектра. Разделение будет несколько условным, так как некоторые цвета очень переходные, а с учетом применяемых в кинематографе фильтров однозначно их идентифицировать бывает сложно.

Красный

Красное Клеопатра надевает несколько раз, в первый раз — после предательства Марка Антония, а второй раз — в самом конце, после победа Октавиана. И хотя красный — царский цвет (к примеру, мы видим Марка Антония и Цезаря в них достаточно часто), возможно, художники картины решили им не злоупотреблять, чтобы выделить драматичные моменты в жизни героини.

Оранжевый и Желтый

Именно в этом платье мы впервые видим Клеопатру, когда она эффектно появляется из ковра в покоях Юлия Цезаря. Она достаточно скромно одета, но ведь она еще не царица, и положение ее пока очень шаткое.

Бледно-оранжевое платье на героине в тот момент, когда она узнает, что Цезарь стал диктатором и решается на поездку в Рим.

Оранжевая накидка с черной окантовкой на героине в белом платье в заключительной сцене прощания с Марком Антонием смотрится очень драматично.

Еще один желто-оранжевый ансамбль Клеопатры. В этом эпизоде она узнает, что Марк Антоний предал ее и женится. Халат с вышитыми ибисами и волнистыми лучами солнца был продан на аукционе Christie’s в 2011 году за 62 500 долларов.

https://fotki.yandex.ru/next/users/cinemoda/album/576302/view/1680679?page=0

Более насыщенное и темное желто-оранжевое платье с синей накидкой Клеопатра надевает при обсуждении войны с Октавианом. Наряд с одной стороны лаконичен, с другой, за счет контраста цветовое сочетание поддерживает напряженную обстановку.

В желтом Клеопатра появляется на заседании римского Сената, и этот цвет резко выделяет ее среди окружающих мужчин. Цезарь и Марк Антоний в фиолетовом, и Клеопатра, которая тоже любит и носит этот цвет, сливалась бы с ними. Но о фиолетовом чуть ниже. Цвет выглядит очень жизнеутверждающе и оптимистично (именно так сначала настроена Клеопатра).

https://fotki.yandex.ru/next/users/cinemoda/album/576302/view/1680681?page=0

Зеленый

Темно-зеленое платье с белыми и красными вставками на героине в сцене с Юлием Цезарем и Марком Антонием. Этот цвет близок к воинственному хаки, что отражает настроение героини.

Ярко-зеленое платье с золотой вышивкой художники картины выбирают для разговора Клеопатры с Марком Антонием перед его отъездом в Рим. Герои влюблены, пока, кажется, что их отношениям ничего не угрожает.

Голубой и синий

Голубой и синий — цвета водной стихии, переменчивой и таинственной, — одни из часто используемых в гардеробе египетской царицы.

Нежное голубое платье с белым удлиненным накидкой-жилетом создают очень нежный и хрупкий образ, в этой сцене Клеопатра должна предстать в глазах Цезаря невинной жертвой, которую хотели отравить.

Эта прямая голубая туника органичнее смотрелась бы у бассейна дорогого курорта.

В голубой блестящей накидке и синем платье она приплывает в ладье на встречу с Марком Антонием. Лас-Вегас стайл, Филипп Киркоров одобряет этот наряд. Накидка сделана в форме крыльев и перекликается со знаменитым золотым ансамблем Клеопатры (о нем ниже).

Леопардовое пальто на египетской царице? Почему нет, для нашей Клеопатры в Лас-Вегас стиле. Возможно, хищный принт должен подчеркнуть воинственность Клеопатры в сцене сражения (Марк Антоний тоже носит бирюзово-леопардовый костюм в одном из эпизодов и да, это тоже выглядит странно!). Хотя, на наш взгляд, это все-таки эпик-фэйл, хотя синий головной убор смотрится очень аутентично, похож на пшент, корону фараонов.

Эскиз Ирен Шарафф

В этом наряде а-ля Джоан Кроуфорд в 1940-ые героиня Элизабет Тейлор просит прощения у Марка Антония.

Фиолетовый

Пожалуй, фиолетовый можно назвать доминирующим в гардеробе Клеопатры, и это неслучайно, поскольку он считался царским цветом, цветом одежд правителей в Античности (Юлий Цезарь в фильме тоже в нем часто появляется).

Важный эпизод. Клеопатра и Юлий Цезарь у могилы Александра Македонского. Героиня рассказывает любовнику о своей беременности и побуждает его к свершениям в духе великого греческого полководца (помните, что Клеопатра из греческой династии Птолемеев?).

Еще одно фиолетовое платье с красной накидкой — последняя встреча Клеопатры и Юлия Цезаря перед его смертью. С одной стороны, цвета сигнализирует, что это встреча двух царственных особ, а с другой наряд героини выглядит достаточно просто и лаконично, ведь они близки друг с другом.

Посмотрите, насколько фиолетовый идет Лиз и ее необыкновенным глазам, вот и еще одна причина для выбора этого цвета.

Узор на фиолетовой накидке-халатике вновь вызывает ассоциации с крыльями, как и своеобразные перья на головном уборе героини.

Фиолетовое платье с золотой вышивкой — опять же Клеопатра в официальной обстановке, принимает делегацию Октавиана и отказывается выдать им Марка Антония.

Еще одна крылатая накидка, теперь уже серебряная, на фиолетовом платье героини. Она, что называется, при исполнении царских обязанностей и выглядит соответствующе. Этот наряд стилистически близок золотому.

Бонус

Клеопатра въезжает в Рим с Цезарионом очень эффектно, устроив для римлян практически бразильский карнавал. Восседая на Сфинксе, она как воплощение Изиды на земле одета в роскошный золотой наряд.

Накидка Клеопатры, покрытая 24-каратным золотом, в виде крыльев птицы Феникс, изготовлена из тонких полосок кожи и украшена вышивкой бисером, стеклярусом и пайетками. Накидка была продана на аукционе в 2012 году за 59 375 долларов.

Золотое платье состоит из двух частей: топа с длинными фалдами из шелкового ламе, расшитого пайетками и узкой юбки. Силуэт этого ансамбля наиболее близок древнеегипетской моде.

По дурной карме фильма эта сцена с участием тысяч статистов снималась дважды, так как одна из камер случайно сняла статиста с мороженым.
«Клеопатра», подобно гробнице Тутанхамона, вновь ввела в моду все египетское: от украшений и одежды до макияжа и причесок. Образ главной героини стал культовым и эталонным. Но это уже тема для другого материала.

Оцените