FavoriteLoadingДобавить в Избранное

На последней выставке Юрия Анненкова в Музее русского импрессионизма СинеМода набрела на его эскиз для фильма «Монпарнас, 19». И с этого началось наше погружение в кино-жизнь Амедео Модильяни.

Филип Жерар, Амедео Модильяни, Энди Гарсия

В 1958 году вышел фильм «Монпарнас, 19» (Les amants de Montparnasse, дословно «Возлюбленные с Монпарнаса») режиссера Жака Беккера. Амедео Модельяни в нем сыграл Жерар Филип, его возлюбленную Жанну ― Анук Эме, а бывшую возлюбленную Беатрис Гастингс ― Лилли Палмер. Художником по костюмам фильма был Юрий Анненков. Первоначально картину задумал Макс Офюльс, друживший с Анненковым.

«То был возврат в мою юность, прошедшую в Париже, в 1911, 1912 и 1913 годах. Это был Монпарнас моего прошлого. Я много раз встречал Модильяни в то бурное время… Макс Офюльс не знал этого Монпарнаса, космолитичного и бурлящего… Этот Монпарнас былых дней, который был для нас, художников, горнилом и колыбелью Парижской школы».

Юрий Анненков, цитата представлена на выставке

Офюльс скончался перед съемками, и картина вместе с художником перешла Беккеру. «Фильм сняли, его сняли иначе, с другим режиссером, но он все оставил на своих местах, он оставил актеров, сценарий, оформление. Конечно, фильм получился другой, Анненков был им недоволен, но тем не менее». (источник) Не только Анненков был им недоволен. Годар назвал фильм «малосимпатичным», «фальшивым». Анна Ахматова, у которой был роман с художником в 1910-11 гг. написала: «Ну и совсем недавно Модильяни стал героем достаточно пошлого французского фильма „Монпарнас, 19“. Это очень горько!».

В 2004 году, на 120-летие Модильяни, вышел одноименный фильм Майкла Дэвиса, который выступил и сценаристом и режиссером. В главных ролях снялись Энди Гарсия (Модильяни), Эльза Зильберштейн (Жанна), Омид Джалили (Пабло Пикассо). Среди второстепенных ― а в картине масса известных персон эпохи ― множество хороших актеров и бонусом Ева Херцигова в роли Ольги Хохловой. Художник по костюмам ― Пэм Даун, за свою работу она была номинирована на International Press Academy Golden Satellite Awards. Этой картине тоже немало досталось от критиков. В первую очередь зрителей возмущали вольности сценария, выдуманные конкурс художников и картины. К примеру, сцена встречи с Ренуаром прямо противоположна реальной. И, конечно, танец Моди и Жанны под La vie en rose Эдит Пиаф (впервые исполнена в 1946 году).

В фильме 1958 года в центре внимания ― беспомощность гения перед миром капитала, загубившего его. Модильяни возмущает сама мысль, что его картина может использоваться в рекламе или на упаковке духов. Сейчас, когда музеи массово штампуют сувенирку с шедеврами, это возмущение смотрится особенно пикантно. В картине 2004 года сюжет построен вокруг соперничества Модильяни и Пикассо, как разных типов художников: бессребреника Амедео и умеющего монетизировать свое искусство Пабло. Оба фильма, конечно, и про любовь тоже.
При создании костюмов Модильяни и Анненков и Даун опирались на сохранившиеся фотографии художника. И если Анненков, видимо, сознательно немного «осовременивал» костюмы остальных героев, то Пэм Даун, наоборот, выбрала историческую стилизацию.

Модильяни, Жерар Филип и Энди Гарсия

Оба художника использовали для создания костюмов сохранившиеся фотографии и воспоминания современников. В первую очередь, вельветовый костюм, у Анненкова ― это пиджак и жилет, а у Пэм Даун ― костюм-тройка. Он стал «фишкой» Модильяни в обеих картинах.

Автопортрет Модильяни.
Эскиз Анненкова

Конечно, поражает сходство Филипа и Модильяни. Актеру было почти 35 лет, когда он играл 35-летнего же художника. Сам Филип умер в возрасте 36 лет, так же, как и Модильяни. Кроме вельвета Анненков использовал еще один «фото-лук» ― рубашка с джемпером.

Эскиз Анненкова. Обратите внимание на воротнички на фотографии и на эскизе!
Кадр из фильма

Кстати, Анненков работал с Филипом на 4 кинолентах (Идиот (1946), Пармская обитель (1948), Карусель (1950) и Монпарнас, 19) и нарисовал его портрет.

А Пэм Даун использовала другое фото ― в рубашке с платком, заменив платок на бордовый шарф. В воспоминаниях современников фигурировал алый платок: Невысокого роста, лицо загорелое, черные космы и прекрасные, огненные черные глаза. На нем был костюм из черного бархата, вокруг шеи небрежно повязан алый шелковый платок«.

Амедео Модильяни
И Гарсия — Модильяни

Ее Модильяни -Гарсия ― более стильный, разбирающийся в одежде и умеющий себя подать. В интернете встречаются разной степени достоверности высказывания Модильяни («Пикассо может быть и талант, но это не повод не одеваться прилично»). В то время как Филип носит костюм Модильяни подчеркнуто небрежно, равнодушно, как будто ему вообще все равно, одет он или нет. Модильяни-Филип интровертный, с болезненным, пронзительным взглядом, как будто даже слабый. Модильяни-Гарсия ― страстный, горячий, любящий экстравагантные выходки, «позер». Если в «Монпарнас, 19» камера сфокусирована на печальных глазах Филипа, то в «Модильяни» на его жестах, руках, движениях.

В соревновании с Пикассо Модильяни-Гарсия ― матадор, а Пабло ― бык. Гертруда Стайн называет «карликовый минотавр», а на реплику Кокто «Сразись с быком», Пикассо отвечает «Я сам бык». Конечно, их отношения богаче, это такой полноценный броманс, неслучайно Гарсия дарит ему красную розу в начале фильма. Но Моди все время растравливает быка, символически вкалывает ему своими выходками и шуточками бандерильи в спину. Но в этой корриде гибнет не бык, а матадор. Забавно, но кубинец Гарсия играет настоящие испанские страсти, а в то время как в изображении иранского англичанина Омида Джалили Пикассо больше похож на степенного буржуа, чем на художника. Он сам так формулирует свое кредо: «Только глупцы напрягаются и голодают. Заниматься живописью. Делать деньги. Жить в достатке и спать с как можно большим количеством женщин. И пить. Умеренно». Модильяни-Гарсия назовет это «Евангелие от Пикассо». Конфликт героев Пэм Даун показала в разницу цветов и фактур. Моди ― в коричневом вельвете и в шляпе, Пикассо ― в сером и кепке.

Модильяни , Пикассо и Андре Салмон, 1916 г., фотограф — Жан Кокто
Пятиминутка броманса и искренности художников. Матадор пригладил быка.

Жанна, Анук Эме и Эльза Зильберштейн

Сохранилось несколько фотографий и воспоминаний современников о Жанне Эбютерн. Она познакомилась с Модильяни в 19 лет, прожила с ним последние три годы, родила дочь Жанну и буду снова беременной, не смогла пережить возлюбленного, выбросившись из окна.

Фотографии Жанны Эбютерн

Из воспоминаний современников:
«Жанна была жгучей брюнеткой, очень нежной, с правильными чертами лица, миндалевидными глазами и (…) мечтательным, отсутствующим взглядом. Она носила подобие тюрбана из камчатой ткани, расшитого золотом; две длинные косы спускались ей на грудь».
«Скромная и сдержанная, она мало говорила и никогда не улыбалась. Светлый, лучистый взгляд, казалось, был обращен куда-то вдаль».
«Его жена в мастерскую не заходила. Миниатюрное существо, почти прозрачное, она была беременна, выглядела испуганной».

Жаль, но художники не выдали своим Жаннам ни тюрбанов из дамасской ткани с золотом, ни кос. Анненков одевает Жанну-Эме в простую безыскусную одежду, даже берет и шарфик не выглядят на ней кокетливо. Этакая правильная девочка, которая всю себя положила на алтарь мужа и готова на все ради него. Какая-то учительница древнегреческого в школе для девочек, а не восторженная богемная барышня. Разве что плащ Жанны с чуть завышенной талией смотрится по моде 1917-19 гг, а в остальном силуэт ее одежды выглядит ближе к моде 1950-х гг.

Жанна Эльзы Зильберштейн гораздо более богемна, хотя и не так эффектна, как Ольга Хохлова -Ева Херцигова с пустыми глазами и каменным лицом. Все-таки Жанна из богатой семьи и не ушла из дома голая, какая-то одежда из прошлой благополучной жизни у нее должна была остаться.

Особая, символическая роль в фильме у платья из синего бархата со шнуровкой на груди. Модильяни крадет его из витрины магазина и рисует в нем Жанну для конкурса художников. Картина в фильме выдуманная, она некоторыми деталями разные реальные работы Модильяни,в том числе портрет Жанны в похожем платье. Синий и голубой ― цвет одежд Богоматери, и в этом отношении портрет беременной Жанны наследует традиции классического искусства в изображении Девы Марии.

Заветное платье в витрине. Цвет — практически Blue Velvet Дэвида Линча
Портрет Жанны в фильме
Реальный портрет Жанны работы Модильяни

Беатрис, Лилли Палмер и Сьюзи Эми

Нельзя не упомянуть и о колоритной Беатрис Гастингс, прежней возлюбленной Модильяни, которая появляется в обоих фильмах.
У Анненкова она богатая модница, он одевает Лилли Палмер в меховые манто в стиле Поля Пуаре и в наряды в ориентальном стиле остро-модные тогда, в том числе в ципао.

Капри Беатрис в 1917-1919 довольно смелый наряд, но абсолютно привычный и модный в 1950-ые.

Ориентальная тема появится и у Пэм Даун ― японская вечеринка Пабло Пикассо. А для Беатрис. Даун выберет модное белое платье robe de style Ланвен и вызывающую военную форму.

Беатрис в белом платье аля robe de style Lanvin, впервые показанном в 1915 г.
От ультра-женственного образа к ультра-милитари.

В заключении приведем еще один колоритный эскиз Анненкова и его прямое воплощение.

И да, чемоданы Louis Vitton. Интересно было бы собрать фильмографию чемоданов с узнаваемой анаграммой.

Оцените