FavoriteLoadingДобавить в Избранное

В 2012 году сказке о Белоснежке не повезло ― она была трижды экранизирована и все три раза провально. И это несмотря на то, что в двух фильмах снялись звёзды-тяжеловесы и популярные молодые актеры, а костюмы даже номинированы на Оскар. Один из них ― «Белоснежка: месть гномов» (Mirror Mirror) Тарсема Сингха.

В главных ролях ― Джулия Робертс, Лили Коллинз, Арми Хаммер и недоумевающий Шон Бин в камео. Костюмы создавала Эйко Исиока, ставшая легендой в своей профессии после «Дракулы». Сингх был большим фанатом Эйко и вместе они сняли 4 фильма. По словам режиссёра, успех их проектов состоялся на «90% из-за того, что она была гением, и на 10% ― из-за того, что она не могла понять ни слова из того, что я говорил». Во время съемок Исиока проходила курс химиотерапии, и фильм уже не увидела ― на Оскар она была номинирована посмертно.

Эйко и Тарсем

«Мы с Тарсемом решили, что основная концепция ― смешанная классика, поэтому я могу использовать моду с 16 по 19 век».

Эйко Исиока, художник по костюмам
Эйко Исиока рядом с платьем Белоснежки

Наряды Белоснежки меняются согласно развитию характера героини. Для её первого платья единственным референсом было то, что героиня «связана с природой». Исиока сделала очень нежное и милое «платье принцессы». Розовый корсаж в стиле 16 века, светло-зелёные рукава-фонарики и пышная жёлтая юбка декорированы аппликацией и вышивкой: цветы, бабочки, колибри. Цвета и узоры безошибочно сигнализируют зрителю, что девушка юна и невинна, наивна и добра.

Жёлтый и розовый оттенки особенно выигрышно смотрятся на фоне голубых стен комнаты героини и замечательно гармонируют с мебелью. Даже несколько чересчур.

Поверх платья Белоснежка накидывает объёмную ярко-жёлтую накидку с капюшоном и огромным бантом. И так попадает в заснеженную березовую рощу. Этот эпизод, один из любимых у Сингха, был вдохновлен сценами из картины «Иваново детство» Тарковского.

«Белоснежка, словно героиня цветной картины 1950-х входит к чёрно-белый фильм».

Тарсем Сингх, режиссер картины

Бальное платье Белоснежки с лебедем на голове и крыльями за спиной ― простой сигнал, что девушка «созрела«до свободы. Образ лебедя сразу вызывает в памяти зрителя сказки Андерсона про злую мачеху: «Дикие лебеди» и «Гадкий утенок».

Лебеди в 2012 году вообще хитанули. Бьорк появилась в платье-лебеде на Оскаре, а Стивен Джонс сделал коллекцию лебединых головных уборов для Giles Deacon. В таком снялась Хелена Бонэм-Картер для русского выпуска Interview. Можно упомянуть и лебедя на голове королевы Анны Австрийской (Джеральдина Чаплин) в фильме «Три мушкетера» (1973), а сам серебристый бал-маскарад из этого фильма очень явно напоминает бал в «Белоснежке».

Скульптор Sforzino Sforza в 1949 году, фотография работы Gaby Herbstein, 2009 год и Бьорк на Оскаре в 2012 году
Giles Deacon, весна 2012 и Хелена Бонэм-Картер в журнале Interview
Анны Австрийской — Джеральдина Чаплин, «Три мушкетера» (1973)

Прежде чем найти свой стиль, Белоснежка примеряет несколько нарядов: оранжевое платье в стиле конца 18 века и несколько мужских нарядов из разных эпох, которые ей явно велики. Одно из них ― мундир с забавными кисточками, в стиле того в каком в финале будет жениться принц.

И наконец, она находит подходящий вариант: синяя рубаха, чёрный корсет с вышивкой и чёрные широкие брюки. Хиппи одобрили бы этот псевдо-цыганский стиль.

Эскиз Исиоки и его воплощение
По словам режиссера, Эйко делала несколько вариантов костюмов

Финальное, свадебное платье Белоснежки ― сине-голубое с огромным оранжевым бантом на спине. Сначала костюм планировался в красно-синей гамме, но от красного отказались,чтобы героиню не сравнивали с диснеевской принцессой. Фасон платья недвусмысленно отсылает к картине Франсиско де Сурбарана «Св. Изабелла Португальская» (1635).

Эскиз с красным бантом и рукавами

Как и в другой версии Белоснежки, у Сингха самый интересный персонаж ― Злая королева-мачеха. Её харизма и костюмы перетягивают к себе всё внимание и интерес зрителя. Наряды королевы недвусмысленно «рассказывают» нам о ее жажде власти и огромных амбициях.

Первое золотисто-персиковое платье со звёздами сразу отсылает к огромному парчовому коронационному платью Екатерины II, расшитому гербами.

На бал героиня Джулии Робертс приходит в красном наряде с вышитыми белыми павлиньими перьями. Вместе с принцем Валенсии, в чёрно-красном костюме они оба должны выделяться на общем белом фоне и стать парой. Кроме того, красный и цвет соблазнения. Так что воротник из павлиньих перьев смотрится иронично ― ведь эти птицы раскрывают свой прекрасный хвост для привлечения самок, как королева пытается завлечь принца. В сцене бала две прекрасные птицы борются за внимание зайчика-принца.

― Тогда я был не в лучшей форме
― Сказал принц с ушами кролика.
― Во всех сказках кролик всегда не прост. Он берёт хитростью и вероломством.

«Белоснежка: месть гномов»
Эскиз костюма для Принца

Жёлтое платье с огромным воротником-рафом сделано практически по портрету другой царственной особы ― английской королевы Елизаветы I. Неудивительно, что этот образ часто сравнивают с Елизаветой ― Кейт Бланшетт из фильма «Золотой век» (2007) другого индуса Шекхара Капура

В жёлто-золотом домашнем платье также чувствуется образ Елизаветы Тюдор с её любовью к объёмным рукавам.

Обратите внимание на золотого павлина, на фоне которого сидит королева
Портреты Елизаветы Тюдор

В свадебном наряде объём перенесен на юбку, и там, где у Белоснежки он воздушный, у королевы он гротескный. По словам режиссёра, потребовалась целая команда, чтобы перемещать платье, было сделано несколько дублей наряда, чтобы снимать с разных ракурсов: «Если Джулия сидела, это было одно платье, другое — когда она была в карете». Острые треугольники на юбке создают эффект скорее чешуи, чем перьев. Невинность невесты обманчива во всех смыслах.

Монументальное платье

― А сегодня я должна блистать. Ведь это особый день
― Чего особенного-то ― шестой раз идёте замуж

«Белоснежка: месть гномов»
Подготовка к свадьбе
Карикатура 19 века

Для фильма было пошито 400 костюмов, еще 600 арендовано и доработано, не считая аксессуаров и украшений. У нас сложилось ощущение немного разнобойной стилистики фильма. Костюмы основного каста довольно «прямолинейно», в лоб выражают своего персонажа. «Личности гномов должны проявляться через одежду, но в то же время они по-прежнему должны выглядеть как одна группа. Поэтому Эйко решила, что личность каждого должна быть выражена в его шляпе», рассказывает Сингх. Так появились артистический берет, кожаная шапочка, шлем конквистадора, ковбойская шляпа, цилиндр шляпника, двууголка, меховой малахай. Эйко придумала для них и забавные штаны-ходули в гармошку.

― Любовь ― это когда кто-то даст картошечку

«Белоснежка: месть гномов»

Служанки и простой люд одеты условно-реалистично, в платьях смешались 17-19 века. А аристократическая массовка при дворе королевы выглядит совершенно инородно за счет психоделически-яркой расцветки.

Шон Бин на стиле советских кино-сказок.
«Что я здесь делаю?», казалось бы спрашивает Шон Бин у жениха и невеста.
Эскизы для аристократической массовки
Мы немного не уверены, это точно детский фильм?
Точно?

― Кто-нибудь, дайте ему рубашку, я не могу сосредоточиться!

«Белоснежка: месть гномов»

Материалы и эскизы:

https://www.hollywoodreporter.com/news/designer-eiko-ishiokas-mirror-mirror-costumes-are-a-spectacular-finale-her-career-299109

https://de.fanpop.com/clubs/mirror-mirror-outfits/images/37175336/title/costume-design-2-photo

http://costumevault.blogspot.com/2016/02/designing-fairy-tale-part-ii-mirror.html?m=1

Оцените