О Музее Кино и его костюмах. Интервью с Эммой Малой, старшим научным сотрудником Музея кино. Ч. 1.
Недавно в Москве, на ВДНХ открылся Музей кино, сейчас в нем можно увидеть в том числе и большую выставку костюмов из фильма «Анна Каренина» Сергея Соловьева.
Cinemoda поговорила с Эммой Рафаиловной Малой, старшим научным сотрудником Музея кино, хранителем коллекции костюмов. Эмма Рафаиловна сама по профессии художник по костюмам, много лет проработавшая на Киностудии им. Горького. Она создала костюмы более чем к 30 фильмам – в том числе, к таким известным картинам, как «Офицеры», «И снова Анискин», «Однажды двадцать лет спустя», «И тогда я сказал нет», «Иванов катер», «Шёл четвертый год войны» и другим.
Фото Библиотеки киноисскуства С.М. Эйзенштейна
МУЗЕЙ КИНО И ЕГО КОСТЮМЫ: ОТ ИВАНА ГРОЗНОГО ДО АННЫ КАРЕНИНОЙ
Эмма Рафаиловна, расскажите о фонде костюмов Музея кино. Когда и как он начал создаваться?
Э.Р.: Начнем с того, что количество единиц фонда, источники и время их поступления напрямую зависят от того, когда наш музей был создан. А образовался он фактически в начале 90-х годов. (прим. Официально Музей кино бы открыт в марте 1989 года). Ему предшествовал мемориальный кабинет-квартира Сергея Эйзенштейна, которым заведовал Наум Ихильевич Клейман, крупнейший в мире исследователь творчества режиссера. (прим. Научно-мемориальный кабинет был организован в 1965 году по завещанию жены Эйзенштейна Перы Аташевой, передавшей Союзу Кинематографистов все личные вещи, документы, книги, рукописи, рисунки и фотографии Эйзенштейна, хранившиеся в его квартире на Смоленской улице).
В 1970-х годах Наум Ихильевич должен был делать масштабную выставку с выездом за рубеж. У него было множество материалов по Эйзенштейну, но, конечно же, хотелось иметь костюмы из его фильмов. Клейман обращался на Мосфильм, но поскольку картина «Иван Грозный» снималась в эвакуации, по возвращении костюмы раздали по разным студиям, переделали уже под другие фильмы, в общем, следы их уже почти потерялись. Но еще была жива Надежда Бузина, которая работала ассистенткой художника по костюмам на «Грозном».
Один из костюмов Царя Ивана из фильма «Иван Грозный» можно увидеть, к примеру, в парижской La Cinémathèque. Фото CineModa, ноябрь 2017.
Позволю себе небольшой экскурс в историю создания фильма Эйзенштейна. «Иван Грозный» — это безусловный шедевр мирового кинематографа. Эйзенштейн сам прекрасно рисовал и придавал огромное значение костюму. При этом, великолепные костюмы, которые мы можем увидеть в фильме, были созданы не благодаря, а вопреки. Там была достаточно печальная история. Картина запустилась еще перед войной. Уже шли работы, были какие-то рисунки. Потом началась война и съемочная группа должна была уезжать в эвакуацию в Среднюю Азию, а костюмы не готовы. А во время войны, это никак в последующие годы: ну не готовы, значит, будем снимать позже. От графика съемок отходить было никак нельзя. И тогда к работе привлекли театрального художника и искусствоведа Всеволода Воинова (в титрах его имя не указано), который жил в эвакуации в Алма-Ате вместе с семьей. Он был очень образованным и эрудированным человеком, но он вскоре умер. И снова картина осталась без художника по костюмам. Актеры есть, война идет, и нет никого, кто бы мог продолжить работу над костюмами. В фильме снимался Михаил Иванович Жаров. И с ним в Алма-Ату была эвакуирована его сестра Лидия Ивановна (впоследствии по мужу Наумова). Она была художником-станковистом, что-то делала для театра. Опыта работы в кино она не имела, но ведь костюмы не доделаны, а снимать надо. И тогда Михаил Иванович предложил Эйзенштейну пригласить в качестве художника свою сестру. Лидия Ивановна была сильным художником и сильным человеком. И она взялась. Еще у нее было два ассистента. И одна из них как раз Надежда Бузина, которая тогда была молоденькой девушкой.
И вот к тому моменту, когда в 1970-х Наум Ихильевич стал разыскивать затерявшиеся следы костюмов из «Ивана Грозного», именно она ему и рассказала, что на складе Мосфильма, в каком-то углу, стоит один ящик, в котором что-то сохранилось, не разрезанное и не переделанное для других картин. В общем, ящик нашли. Там, действительно, были очень интересные костюмы, но не главных героев, а костюмы из боярского окружения, боярские шубы и пр. Клейман получил эти костюмы для выставки, а потом долгое время хранились в мемориальной квартире Эйзенштейна.
Что было в них замечательного? Хоть это и не костюмы главных персонажей, они были сделаны из подлинных тканей. Тогда государство помогало. Когда съемочная группа оказалась в Средней Азии с неготовыми костюмами, откуда-то сверху пришло указание, чтобы эвакуированные туда же музеи оказали содействие и помощь. Так, например, из музея «Новый Иерусалим», где были целые рулоны церковных тканей, парчи и пр., отдали группе какие-то подлинные церковные облачения, парчу, бархат, по-моему, 18 века.
Вообще, съемочной группе «Ивана Грозного» приходилось страшно экономить. Так, допустим, в сцене, где бояре сидят, на актерах — укороченные костюмы, но в кадре это незаметно. Но вы видели фильм, костюмы выполнены на высоком художественном уровне. Никто не догадается, что это было сделано такими трудностями. Конечно, мы реставрировали некоторые костюмы. Во всяком случае, когда я пришла, что-то было в нормальном состоянии, а некоторые костюмы — в достаточно плачевном, с торчащими из парчи нитками и пр. Мы обратились к очень хорошему реставратору из Музея народов Востока. Потому что они в музее как раз специализируются на тканях такого типа. И у них уже были технологии, как восстановить такие ткани, не травмируя их. Так, в итоге, мы придали костюмам экспозиционный вид, как у нас говорят. И вот теперь они в таком виде пребывают, и вы могли видеть два костюма из «Ивана Грозного» на недавней выставке. (прим. Выставка «Сергей Эйзенштейн. Монтаж аттракционов» в Мультимедиа Арт Музее).
Боярские костюмы из фильма «Иван Грозный» на выставке «Сергей Эйзенштейн. Монтаж аттракционов» в Мультимедия Арт Музее. Фото CineModa, февраль 2017.
Костюмы из каких фильмов представлены в вашем фонде и как происходит пополнение коллекции? Что вы считаете наиболее ценными экземплярами?
Э.Р.: Конечно, наиболее ценные — костюмы из фильма «Иван Грозный». У нас хранится 10 костюмов из этой картины. Они стоят абсолютным особняком. Потому что дальше идет большой разрыв по времени. Если «Иван Грозный» — это 1940-е, то следующий фильм, костюмы из которого у нас представлены, это уже «Герой нашего времени» (реж. Станислав Ростоцкий, 1966). И то получили мы их благодаря моим усилиям и тому, что я работала ассистентом на этой картине у замечательного художника по костюмам Эльзы Давыдовны Рапопорт. С большим трудом мы выпросили у студии Горького три костюма: костюм Печорина и два костюма Бэлы. Я бы сказала один точно костюм Бэлы (белый), а второй (бордово-коричневый), по аналогии костюму героини, взят из массовки. Был ансамбль, который на свадьбе исполнял танец в несколько рядов. В первом ряду были лучшие костюмы. Но и в последующих рядах они были хорошие. Их шили в Питере, в бывшем Кировском театре, в мастерских. Потому что в Москве не могли пошить такие костюмы, не могли сделать такие вышивки и головные уборы.
Костюм из фильма «Герой нашего времени. Бэла» на выставке к 100-летию Киностудии им. Горького в в ГУМе. Фото CineModa, ноябрь 2015.
Дальше опять идет очень большой разрыв. Никто ведь так легко костюмы не отдает. Костюмы — большая ценность. И когда раньше снимались государственные картины, сделанные на государственные деньги, после съемок костюмы поступали на склады киностудий. Они либо перешивались и использовались для других картин, либо просто висели и никто ничего не отдавал. Но когда в 90-е годы появились картины спонсорские, то по доброй воле продюсеров костюмы стали передавать. Тогда наш музей стал поступать так: делали презентацию фильма, приглашали создателей, показывали картину и сопровождали все это выставкой костюмов (костюмы еще в целости и сохранности, все собрано, ничего еще не растеряно и никому не передано). В общем, таким путем было сделано несколько ценных приобретений. Это было еще до моего прихода в музей.
Так была организована роскошная выставка по «Королеве Марго» (реж. А. Муратов, 1996). Было представлено все: и костюмы, и мебель, и гобелены, и прочий реквизит. Они потом многое оставили в музее. Художником на «Королеве Марго» работала Наталья Полях. У нас, в принципе, больше всего костюмов как раз с ее картин. Я ее хорошо знала, так что все, как говорится, по личным связям. Никто нам просто так, на тарелочке ничего не принес.
Перед тем как я пришла, музей проводил еще выставку по «Сибирскому цирюльнику» (реж. Н. Михалков, художники по костюмам: Наталья Иванова и Сергей Стручев). Пригласили Никиту Сергеевича Михалкова сделать презентацию фильма и представить большую выставку. Создатели оставили несколько костюмов, в том числе костюм царя Александра III и несколько костюмов героев Джулии Ормонд и Олега Меньшикова. В целом, 5-6 костюмов. Немного, я считаю, но ценно.
Когда я пришла в музей в 2000 году, я была полна энтузиазма. У музея же широкий ассортимент: эскизы, плакаты, техника и пр. А костюмов было очень мало. Только какие-то единичные экземпляры. И коллекцию нашу очень хотелось пополнить. Тогда я буквально притащила костюмы с картины «Русский бунт» (реж. А. Прошкин, 2000), которые также делала Наташа Полях. Каким образом мне это удалось? Картина уже была снята. Она была негосударственная. И им некуда было девать костюмы. Огромная костюмерная была буквально забита сверху донизу: моль уже летает, все в пыли. А я знала продюсера. И так скромно говорю: «Можете дать парочку костюмов, я теперь в музее работаю?» Мне ответили: «Бери машину грузовую и приезжай!». Им нужно было освободить костюмерную, а рука не поднималась выбросить костюмы. А так: половину бы моль съела, половину бы растащили по соседним костюмерным. Но я тоже забрала не все. Там было огромное количество костюмов для массовки, тулупы и пр. Я взяла только персонажные, и то это было достаточно много.
Костюмы из фильмов «Русский бунт» и «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» в фондах Музея Кино. Фото CineModa, сентябрь 2017.
С другой картины «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини» (реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич, 2009), над костюмами которой также работала Наталья Полях, к нам перешло несколько вещей: костюм Д’Артаньяна, костюм Портоса, костюмы всех детей мушкетеров, а также костюмы придворных. В основном, это мужские костюмы. А также соответствующий эпохе реквизит: шпаги, мушкеты пр.
Кое-что я все-таки брала на Мосфильме. Там один хороший продюсер отдал мне костюмы с фильма «Искупление» (реж. А. Прошкин, 2011). Время действие картины — 1946 год. Так что в нашей коллекции есть знаковые костюмы военного и послевоенного времени. Из исторических интерес представляют костюмы из фильмов «Ричард Львиное Сердце» (реж. Е. Герасимов, 1992) и «Радости и печали маленького лорда» (реж. И. Попов, 2003).
Фото с выставки «Анна.Прибытие поезда», костюмы из фильма «Анна Каренина» Сергея Соловьева. Фоторепортаж с выставки у нас на сайте«Анна. Прибытие поезда» Фото CineModa, октябрь 2017..
Сейчас наше самое главное поступление — это костюмы из фильма «Анна Каренина» (2009), созданные Натальей Дзюбенко, которые нам любезно предоставил режиссер картины Сергей Соловьев. Они тоже все висели много лет в костюмерной, и когда помещение нужно было освобождать, мы как раз и взяли все костюмы. Правда, сейчас Соловьев забирает половину костюмов назад. Оставляет только 30 единиц. Очень жалко, потому что я проделала такую огромную работу. Все же это висело в костюмерной абы как, все навалом, костюмы не укомплектованы. Мне пришлось внимательно отсмотреть все 5 серий телевизионной версии, чтобы все укомплектовать: вот костюмы Анны, вот костюмы Китти, Долли и пр. А сейчас придется поделиться. Жаль конечно, а что делать… После этого проекта свою «Анну Каренину» снял еще Шахназаров. Мы просим у него костюмы, возможно, удастся что-то заполучить в свою коллекцию.
Так что, как вы видите, коллекция костюмов у нас небольшая. Особенно в сравнении с Парижской синематекой, где в коллекции музея две с половиной тысячи единиц. Собственно, они собирают то же самое, что и мы: техника, костюмы, предметы, плакаты и пр. Но коллекция же зависит в значительной степени от финансовых возможностей. Если бы мы могли покупать костюмы, это другое дело. Но мы не покупаем. То, что у нас есть, было передано продюсерами, художниками и пр. из любви к искусству. А у них есть деньги, поэтому они по всему миру, в том числе и в Голливуде, покупают самые знаковые и потрясающие костюмы.
«А СКОЛЬКО УЖЕ КАНУЛО В ЛЕТУ»
Эмма Рафаиловна, судя по вашим рассказам, на наших киностудиях не особенно церемонились с костюмами, оставшимися по окончании съемок?
Э.Р.: Вы знаете, по-разному. К примеру, на Ленфильме очень бережно относились к костюмам, с трепетом и желанием сохранить. Когда мы снимали «Героя нашего времени», Эльза Давыдовна Рапопорт попросила меня посмотреть все, что есть в Эрмитаже, в Русском музее и на Ленфильме. Я там была и, конечно, поразилась, что в Ленинграде совершенно по-другому, чем в Москве, хранили костюмы. И даже простые женщины, работающие на складе, с таким знанием могли определить, к какой эпохе относится та или иная вещь: Я была поражена, что люди понимали, какая это историческая ценность, а не просто вешали все вперемежку.
Людмила Гурченко в своих воспоминаниях с горечью сравнивает Голливуд и Мосфильм, отмечая, что у нас костюмы не берегли…
«А вот и Голливуд. Вот часть улицы тридцатых годов вместе с машинами того времени. Вот часть ковбойской деревни. Вот часть джунглей, где, наверное, снимали всех “Тарзанов” разных лет. Все сохранено, все с учетом, все экономно. Чуть передвинуть дома, другие вывести, реклама, и — пожалуйста! Не надо ехать на край света в экспедицию.
Параллельно мысленно иду по “Мосфильму”. Лучшие декорации уничтожались, списывались. Раритетные автомобили вновь и вновь разыскивались по частным лицам. Самые интересные костюмы вспарывались, перешивались, истлевали. А как мне интересно было увидеть костюмы из “Ивана Грозного” Сергея Эйзенштейна. Костюмы из “Войны и мира” Сергея Бондарчука. Да мои костюмы из “Идеального мужа” хотя бы. Художник по костюму Ганна Ганевская создала уникальные вещи. Где они? Как я однажды расстроилась, когда увидела в массовке девушку в моем платье. Я в нем пела “Песенку про пять минут”. Оно облезло, увяло, потеряло свои блесточки.
Нет, не надо об этом думать…»
Людмила Гурченко «Люся, стоп!»
Кадр из фильма «Идеальный муж» и фото костюма Людмилы Гурченко в Музее Мосфильма. Фото CineModa, август 2014.
Э.Р.: Насколько мы понимаем, в Голливуде и вообще за рубежом костюмы, которые сшиты для ведущих актеров, больше нигде не могут использоваться. Потому что художник как автор уже может предъявить свои права. Поэтому, может быть, только костюмы второго-третьего ряда как-то используются в дальнейшем, а ведущие — это уже достояние и реликвия.
Да, увы, у нас наоборот. Например, клетчатое платье Алисы Фрейндлих из «Служебного романа» (1977) можно увидеть на одной из девушек в массовке «Экипажа» (1979).
Э.Р.: Ужасно. Очень плохо. Они сейчас немножко спохватились на Мосфильме и стали все-таки из общего гардероба извлекать знаковые вещи для Музея. А сколько уже кануло в Лету.
Музей кино на ВДНХ, в Москве. Фото CineModa, октябрь 2017.
Продолжение следует.
Поделиться "О Музее Кино и его костюмах. Интервью с Эммой Малой, старшим научным сотрудником Музея кино. Ч. 1."
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.