FavoriteLoadingДобавить в Избранное

14 марта исполнилось 84 года рыцарю, командору ордена Британской империи, прекрасному актеру, обладателю двух премий «Оскар» и просто импозантному мужчине — сэру Майклу Кейну.

За свою многолетнюю карьеру в кино он сыграл огромное количество ролей. Частенько коллеги-актеры обвиняли Кейна в неразборчивости, ну взять хотя бы его участие в таких сомнительных проектах, как третьесортный сиквел «Челюстей» или боевик со Стивеном Сигалом. У самого сэра Майкла, выходца из семьи грузчика и уборщицы, с детства знавшего цену деньгам, своя точка зрения на этот счет: “Сначала я выбирал хорошие роли, если таких не было, то выбирал средненькие, если и таких не было – брал те, что позволили бы заплатить по счетам”. Но, будем объективны, блестящих фильмов в кинокарьере Кейна гораздо больше, и примечательно, что очень часто его персонажи становились культовыми (ловелас Элфи, агент Гарри Палмер, гангстер Джек Картер), а сам актер стал иконой британского стиля. Давайте попробуем разобраться, в чем секрет сэра Майкла?

Надо признать, что костюмы сидели идеально на Кейне всегда и носил он их с неизменным шиком задолго до того, как актера посвятили в рыцари в 2000 году. Когда мы думаем о стиле Кейна, сразу же на ум приходят фильмы «Элфи» (1966) и «Ограбление по-итальянски» (1969), где его безукоризненно одетые герои выглядят превосходно и при этом совершенно непринужденно.

Вверху — кадры из фильма «Элфи» (1966).
Внизу — кадр со съемочной площадки фильма «Элфи» (1966).

Кадры из фильма «Ограбление по-итальянски» (1969).

Такой подход к внешнему виду, который Кейн исповедовал как на экране, так и вне его, был во многом вдохновлен лондонским портным Дугласом Хейвардом, одевавшим многих звезд, включая Кейна. Именно он создал костюмы для его героя Чарли Крокера в фильме «Ограбление по-итальянски».

Дуглас Хейвард

Хейвард приобрел особые популярность и влияние в 1960-х, когда соединил классические традиции Savile Row (знаменитая улица в Лондоне, которую с конца 18 — начала 19 века облюбовали мужские портные и на которой расположены многочисленные ателье мужской одежды) с более свободным и демократичным итальянским стилем (укороченные пиджаки, зауженные брючины, приталенный силуэт, слегка скошенная линия плеч). Такая эстетика идеально подходила Кейну, костюмы Хейварда сидели на нем, как перчатка, при этом он мог совершенно свободно в них двигаться.

Майкл Кейн и Дуглас Хейвард

Актер и его любимый портной (1998)

Знаменательно, что первое о чем просит свою подругу только что вышедший из тюрьмы Чарли, так это отвезти его к портному. Далее следует комичный диалог между героем Кейна и помощником портного, который саркастически замечает, что нынешний костюм Чарли пора бы отдать в музей, хотя Крокер утверждает, что он был в моде, когда его посадили.

Однако уже в следующей сцене, одной из знаковых в британском кино 60-х, Чарли Крокер предстает перед зрителем во всем своем великолепии: серый блестящий костюм с голубоватым отливом, однобортный пиджак с тремя пуговицами и боковыми шлицами, зауженные брюки со стрелками, бледно-голубая рубашка в вертикальную полоску, галстук цвета электрик и золотые запонки, черный кожаный ремень с массивной золотой пряжкой и черные ботинки-челси. Как заметил Крис Лаверти, создатель сайта Clothes on Film и автор книги Fashion in Film, в этой сцене Майкл Кейн будоражит и освежает, как джин с тоником жарким летним днем.

Именно в таком виде герой забирает свой серебристый Aston Martin из гаража. Практически Джеймс Бонд, скажите вы, и будете правы. Ведь именно Майкл Кейн сыграл главную роль в серии шпионских фильмов о Гарри Палмере («Досье Ипкресс» (1965), «Похороны в Берлине» (1966), «Мозг ценой в миллиард долларов» (1967), которого принято считать более интеллигентным и ироничным аналогом агента 007.

Майкл Кейн в роли Гарри Палмера

Отличительной чертой облика Палмера, помимо сидящих как с иголочки костюмов и светлого плаща, были очки в толстой роговой оправе. Таким образом Палмер стал первым экшн-героем в очках, что не мешало ему ловко нейтрализовывать противников и соблазнять женщин. Именно он послужил прототипом комичного шпиона-очкарика Остина Пауэрса. Хотя, на наш взгляд, с него также во многом срисовали героя Колина Ферта из «Kingsman: Секретная служба» (2015).

Слева — Майкл Кейн в фильме «Досье Ипкресс» (1965). Справа — Колин Ферт в фильме «Kingsman: Секретная служба» (2015).

Ну и, наконец, пожалуй, самый культовый персонаж Кейна — гангстер Джек Картер из знаменитого фильма «Убрать Картера» (1971), который приезжает из Лондона в Ньюкасл на похороны брата и начинает собственное расследование его гибели. Как говорил сам актер в одном из интервью: «Одна из причин, почему я согласился сниматься в этой картине, мое происхождение. В английских фильмах гангстеры либо тупые, либо забавные. Я хотел показать, что они не те, и не другие. Они далеко не тупые и совсем не забавные… Картер — это конечный продукт среды, в которой я вырос. Я его хорошо знаю. Он — призрак Майкла Кейна».

Картер приезжает в родной город в синем шерстяном костюме-тройке. (Выполнен из мохера Dormeuil tonik. В 1956 году известный модный дом Dormeuil выпустил люксовую ткань из мохера из трех нитей«Tonik», которая впоследствии завоевала популярность во всем мире и продается до сих пор).

Не так давно журнал Esquire признал этот костюм Картера четвертым в списке величайших мужских костюмов в истории кино. Первая тройка выглядит так: 1) Роджер Торнхилл — Кэри Грант в «К северу через северо-запад» 2) Джеймс Бонд — Шон Коннери в «Голдфингере», 3) Джек Гиттис — Джек Николсон в «Китайском квартале».

Достойная компания, согласитесь. Как сказал, один из критиков, изображая выдающегося антигероя, Кейн носит свой костюм как вторую кожу. Примечательно, что на его пиджаке нехарактерный для начала 70х лацкан с нарочитым тупым углом, известный в США, как лацкан Капоне. Очевидно, что этот отголосок прошлого не случаен и является тонким намеком со стороны Картера на его связи с криминалом. Хотя художником по костюмам фильма значится Эвангелин Харрисон, есть основания утверждать, что костюм для Кейна шил его верный портной Хейвард. Идеальный крой костюма особенно очевиден в сцене, где Картер выходит из дома с ружьем в чем мать родила, и зритель видит, что его физическая форма далека от олимпийской.

Другим знаковым предметом гардероба Картера стал черный двубортный тренч, в котором герой появляется несколько раз, в том числе и в заключительной сцене на побережье. Этот тренч известной марки Aquascutum был продан на аукционе в декабре 2011 года за 7 500 фунтов.

Итак, подводя итоги нашему небольшому экскурсу, каковы же основные составляющие фирменного стиля Майкла Кейна?
Классические костюмы, сочетающие в себе безукоризненность английского кроя и сильное влияние итальянских модных тенденций, приталенные силуэты, очки в толстой роговой оправе и … неповторимый акцент кокни.

Ну и напоследок, Майкла Кейна много не бывает)))

Оцените